11. Требования, предъявляемые к мехатронным модулям подач, и способы их  обеспечения.  |  
 Обеспечение требуемых скоростей перемещения рабочего органа.
  Для повыш-я произ-ти одр-ки необходимо обеспечить пер-е раб. органа со скор-ю х\х Sх\х 5…20 м/мин. Для точной уст-ки рабочего органа необходимо также обесп-ть малые подачи (п-чи позиционирования Sп) – менее 1 мм/мин. Хар-ся диапазоном регулирования  
2) Обеспечение необходимого кол-ва ступеней рабочих подач.
  В станках с ЧПУ прим-ся бесступенчатое регулирование подач, а для ручных станков рег-е ступенчатое в соответствии со стандартными геометрическими рядами.
  3) Обеспечение необходимой тяговой силы
  4) Высокая жесткость привода.
      Определяет т-ть перемещения и установки рабочего органа.
  5) Особая кинематическая точность.
       Обеспеч-ся т-тью изготовления и установки механических эл-тов (з/передач, валов и т.д.).
  6) Высокая надежность привода.
 7) Простота изготовления, сборки и обслуживания 
12.Особенности разработки структуры мехатронного модуля подачи.
Общая методика та же, что и для модуля главного движения:
  - определение технических характеристик
  - выбор компоновки
  - разработка структуры
  - разработка кинематической схемы
  - разработка конструкции
  Дополнительные требования:
  - обеспечение необходимого характера нагружения (режима работы)
  - повышенная точность позиционирования
 - обеспечение необходимого режима разгона и торможения 
Недостаток комбинированного модуля – усложнение конструкции
13.Типовые схемы опор передачи винт-гайка качения и особенности их применения
Особенности проектирования привода модуля подач:
  Сначала проектируем предварительную конструкцию. Для этого выбираем схему опор ходового винта:
а) в станках с ЧПУ наиболее распространен двухсторонний радиально-упорный подшипник. Опора обозначается как F-F (жесткая заделка обоих опор, подшипник может обеспечить создание предварительного натяга)
б) в тяжелых станках с ЧПУ – опорная заделка характеризуется тем, что винт можно предварительно нагрузить растягивающим осевым усилием, что уменьшит его провисание и увеличит точность работы: 
при небольшой длине рабочего хода 
 Типы опор 
С жёсткой заделкой в опорах, позволяет осуществить предварительное нагружение винта. 
14.Конструктивные особенности передачи винт-гайка качения
МАТЕРИАЛ – для винтов – азотируемые станки 30Х3НВА объемная закалка ХВГ - для гаек – ХВГ, ШХ15
1- корпус; 4- зубчатое колесо с нарезкой зубьев. Натяг производят так: гайку 2 вращают вправо, затем колесо 4 вместе с гайкой 2 вправо
15.Методы регулирования передачи винт-гайка качения.
ВАРИАНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАТЯГА:
1- корпус; 4- зубчатое колесо с нарезкой зубьев. Натяг производят так: гайку 2 вращают вправо, затем колесо 4 вместе с гайкой 2 вправо.
16.Последовательность проектирования устройства «винт-гайка качения».
1) Предварительный выбор передачи «винт-гайка качения»
  В зависимости от конструктивных и технологических требований и с учетом конструкции модуля подачи станка-аналога определяется схема монтажа, основные размеры передачи винт-гайка качения (ВГК) и принципиальная конструкция составных частей. На основании этих данных находится расстояние между центрами опор винта.
 Шаг винта выбирается с учетом требуемого диапазона рабочих и ускоренных подач, диапазона регулирования частоты вращения двигателя и необходимой величины дискреты перемещения. 
Са – динамическая грузоподъемность, daH
  Qстат – статическая грузоподъемность
  Qj – тяговое усилие
   lx – длина хода рабочего органа, мм;                             
  m – масса перемещаемого узла, кг;
  f0 – минимально допустимая собственная частота колебаний механической части привода подачи, Гц;
  j – порядковый номер различных режимов работы винтового механизма (j=1, 2, … );
  tj – продолжительность работы винтового механизма в каждом режиме в процентах от общего времени цикла работы винтового механизма, при этом S tj  = 100%;
  nj – частота вращения винта (гайки) в каждом j-ом режиме, об/мин, в том числе nj max , об/мин;
для вертикальных многоцелевых станков       , 
Fmp=G*f, где G – вес, f=0,1 (если направляющие скольжения), f=0,05÷0,1 (если направляющие качения)
2) Определение конструкции составных частей: 
  - опоры
  - корпус
  - гайка
  Также определяется конструкция других элементов привода (крепления электродвигателя, соединительной муфты, крепления шариковой гайки, направляющих устройств и др.) 
  3) Уточнение типа-размера по ЭНИМС
  4) Расчет передачи винт-гайка качения
 - расчет осевой жесткости 
jcдейств>jc   jc соответствует положению гайки посередине между опорами винта - расчет долговечности: 
L=(Ca/Pa)^3    
где Ca –динамическая грузоподъемность передачи, dаН
     Pa – эквивалентная динамическая нагрузка на передачу, dаН;
nm – средняя частота вращения при работе передачи в цикле, об/мин; 
- расчет на отсутствие резонансов по частоте вращения
, где dср – средний диаметр резьбы винта (можно принять dср = d0 ),   
мм; lН1 – неопорная длина винта, мм; Е=2,1×104 dаН/мм2 – модуль упругости; r=7,8×10-6 dаН/мм3 – плотность материала винта;  l - коэффициент заделки; a1 – коэффициент запаса (a1=0,8, то есть максимальная частота  вращения   винта не должна превышать 0,8nкр);
  g = 9,8×103 мм/с2 – ускорение силы тяжести.
  Неопорная длина винта принята равной расстоянию между торцами противоположных опор: lН1 = l – lш  – 2lу,        где lш – длина опорных шеек винта; мм;  lу  – ширина уплотнений (манжет) винта – обычно (5 – 10 мм ), мм;
  nкр ³ nij мах ,           что соответствует работе передачи винт-гайка качения в докритической области и резонансы при ее эксплуатации не должны возникать.
  - расчет на устойчивость под действием осевой силы
Неопорная длина винта lН2 принята как максимальное расстояние между центром гайки в ее крайнем положении и центром опоры: lН2 = l – 0,5lш  – 0,5lк – lп, где lк – длина корпуса гайки; lп – перебег (lп = 30  мм  при d0£63 мм и lп = 50 мм  при d0>63 мм ).
  Если величина критической силы Ркр удовлетворяет условию Рij max (Qij max ) < Ркр ,
  то изгибные нагрузки, воздействующие на винт передачи, не достигают опасных пределов, вызывающих её поломку вследствие потери устойчивости.
Величина требуемой суммарной жесткости винтового механизма (ВМ) связана с собственной частотой колебаний привода соотношением [1]: 
Выбор типоразмера передачи винт-гайка качения и подшипников опор рекомендуется вести с помощью зависимостей (рис. 4 – это, где на графике куча разных жесткостей, мы выбирали там одну) для жесткости ВМ при определенной схеме монтажа. Представленные графики охватывают основные типы шариковых передач винт-гайка качения, применяемых в станкостроении, а также упорных и комбинированных  роликовых подшипников. При использовании монтажа по схеме 1 предполагается, что опоры винта идентичны по жесткости, и в качестве l берется расстояние между серединами обеих опор (как и для схемы монтажа 2). При этом полученное значение жесткости jc соответствует положению гайки посередине между опорами винта. При использовании схемы монтажа 3 в качестве длины l следует брать максимальное расстояние от середины корпуса гайки до середины корпуса опоры.
  Винтовые механизмы, графики которых проходят выше точки с координатами l и jc, будут обеспечивать требуемую жесткость
jcдейств>jc Шаг выбираемой передачи должен соответствовать требуемому шагу p 
Рис. 1. Схема передачи ВГК (не определяет конструкцию)
Рис. 3. Схема опоры ВМ с упорным роликоподшипником:
  1 – подшипник; 2 – корпус опоры; 3 – винт; 4 – втулка;
  5 –проставочное кольцо;
18.Методика расчета передачи винт-гайка качения на долговечность
Расчет долговечности L (в млн. об.) передачи винт-гайка качения производится по формуле: 
где Ca –динамическая грузоподъемность передачи, dаН, Pa – эквивалентная динамическая нагрузка на передачу, dаН; nm – средняя частота вращения при работе передачи в цикле, об/мин 
Pij – усилие, действующее на гайку (I=1,2) и возникающее в результате приложения к передаче осевого усилия Qij, даН.
  Если внешнее усилие Qij действует со стороны гайки 1, то усилия Pij определяются по формулам:
P1j = PН +0,55 Q1j;                    P2j = PН +0,55 Q2j          
 (6)                                                    (7)
P2j = PН –0,45 Q1j;                              P1j = PН –0,45 Q2j.
Если внешнее усилие Qij действует со стороны гайки 2, то усилия Pij определяются по формулам. Здесь PH – сила предварительного натяга.
  Используя минимальное значение нагрузки Pa1 или Pa2, определенное по формуле (4), рассчитаем по формуле (3) величину долговечности, которая должна быть не менее требуемой:L ³ Lтр                                                             (8)
  Для выбранной передачи винт-гайка качения нагрузки Pij и Qij в различных режимах работы привода не должны превышать допустимого значения Qст для данного типоразмера:
                                                 Pij<=  Qст ;                                                    
(9)
                                                          Qij<=  Qст ,  
где Qст – допустимая статическая нагрузка (грузоподъемность), учитывающая число рабочих шариков, даН. Выражение (9) соответствует условию обеспечения статической прочности передачи. В тех случаях, когда необходимы высокая плавность хода и малая величина трения, в выражение (9) вводится коэффициент запаса kп=1,5 – 2,5 и оно принимает вид:
                                              kп Pij<=  Qст ;                                               
  (10)
                                                         kп Qij<=  Qст ,Qij – осевые усилия, действующие на первую I=1 и вторую I=2 гайки передачи винт-гайка качения в каждом j-ом режиме работы, в том числе и максимальное осевое усилие Qij max ,
  nj – частота вращения винта (гайки) в каждом j-ом режиме, об/мин, в том числе  nj max , об/мин;  
Комбинированный радиально-упорный подшипник двухсторонний характеризуется высокой грузоподъемностью, ??? обеспечивается создание предварительного натяга в опоре (освевой и радиальный натяг). Радиальный натяг создается за счет размеров роликов 8, а осевой за счет нагружения роликов 6 и 9.
  3 - ??? уплотнитель → левое кольцо подшипника 4 → ролики в кольцо 7 → ролик 9 → правое кольцо упорного подшипника 14 → кольцо 12 → ходовой винт 13.
  Ограничивают натяг за счет момента затяжки, а гайке устанавливается специальная втулка для ограничения натяга – под кольцо 8. 
  14 – ограничитель натяга для осевого подшипника (???)
  при работе: 12 – 11 – 9 – 7 – 5 (болты) – корпус (←)
  от ходового винта на корпус: 2 – 3 – 4 – ролик – центральное кольцо – корпус (→)
19.Требования, предъявляемые к направляющим устройствам, и способы их обеспечения.
Направляющие устройства станков предназначены для осуществления точного относительного перемещения обрабатываемой детали и инструмента, точность перестановки узлов и восприятие внешних сил.
  Основные требования:
  - точность работы, характеризующаяся точностью перемещения, точностью траектории (отклонения траектории от требуемой)
  - жесткость – точность работы под нагрузкой, характеризующаяся контактными деформациями. Для повышения жесткости применяют конструкции с предварительным натягом.
  - малые силы трения, их постоянство – влияют на точность и плавность работы, обеспечивающаяся типом направляющих и смазкой
  - износостойкость – определяется контактными давлениями
  - надежное закрепление после перемещения
  Конструктивные требования:
  - простота конструкции и изготовления; 
  - близость тягового устройства к центру тяжести; 
  - возможность регулировки зазора-натяга;
  - благоприятное расположение в рабочем пространстве
  Часто направляющие выполняют как одно целое с базовыми деталями. Но эта классическая система пришабренных направляющих чугун по чугуну быстро уступает место другим направляющим из-за высокой трудоемкости и сложности шабрения, а также из-за относительно плохих характеристик пары трения чугун-чугун  по износостойкости.
  В металлорежущих станках применяются направляющие скольжения, качения и комбинированные. По характеру трения направляющие скольжения делятся на направляющие полужидкостного трения, жидкостного трения и аэростатические направляющие. Полужидкостное трение возникает на смазанных направляющих станков, при этом суммируется сила от взаимодействия контактирующих поверхностей деталей и сила вязкого сопротивления смазки, не разделяющей полностью эти поверхности. Если смазка разделяет поверхности полностью, то трение становится жидкостным. Жидкостное трение имеет место в гидростатических и гидродинамических направляющих. Направляющие качения различаются по виду тел качения на шариковые и роликовые. В зависимости от траектории движения подвижного узла направляющие делятся на прямолинейные и круговые. Они делятся также на горизонтальные, вертикальные и наклонные. По форме поперечного сечения наиболее распространены прямоугольные, треугольные, трапециевидные (ласточкин хвост) и цилиндрические направляющие.
  Все типы направляющих имеют свои достоинства и недостатки, что и определяет их целесообразную область применения. Часто делают комбинированные направляющие, используя достоинства разных типов и достигая тем самым суммарного эффекта.




















Комментариев нет:
Отправить комментарий