16. Классификация основных форм деятельности
человека. Физический и умственный труд.
Деятельность чела
носит самый разнообр-ый хар-р. Несмотря на это, ее можно разграничить на две
основные группы по характеру выполняемых человеком функций.
Физический труд. Физическим трудом (работой) наз-ют выполнение челом
энергетич-их ф-ий в системе «человек — орудие труда».
Физич-ая работа
требует значит-ой мышечной активности. Она подразделяется на два вида:
динамическую и статическую. Динамическая
работа связана с перемещением тела чела, его рук, ног, пальцев в
пространстве; статическая - с
воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при
удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя
Физическая тяжесть
работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности
и подразделяется на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые
физические работы.
Легкие физические работы (категория I) относятся работы, проводимые сидя, стоя или связанные
с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием.
Физические работы средней тяжести (категория II) подразделяются на две категории: IIа и IIб. К
категории IIа относятся работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением
мелких (до 1 кг )
изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенных
физических усилий. К категории IIб относятся работы, связанные с ходьбой,
перемещением и перенесением тяжестей массой до 10 кг и сопровождающиеся
умеренным физическим усилием.
К тяжелым физическим работам относятся работы, связанные с постоянными
передвижениями, перемещением и перенесением значительных (свыше 10 кг ) тяжестей и требующие
больших физических усилий.
Умственный труд
(интеллектуальная деятельность). Этот
труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации,
требующие преимущественного напряжения внимания, сенсорного аппарата, памяти, а
также активации процессов мышления, эмоциональной сферы (управление,
творчество, преподавание, наука, учеба и т. п.).
Операторский труд — отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным
напряжением. Управленческий труд —
определяется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефицита времени
для ее переработки, повышения личной ответственности за принятие решений,
периодическим возникновением конфликтных ситуаций. Творческий труд — требует значительного объема памяти, напряжения
внимания, нервно-эмоционального напряжения. Труд
преподавателя — постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность,
дефицит времени и информации для принятия решения,— это обуславливает высокую
степень нервно-эмоционального напряжения. Труд
учащегося — память, внимание, восприятие, наличие стрессовых ситуаций.
При выполнении
человеком умственной работы при нервно-эмоциональном напряжении имеют место
сдвиги в вегетативных функциях человека: повышение кровяного давления,
изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода,
повышение температуры тела. По окончании умственной работы утомление остается
дольше, чем при физической работе.
47.
ЭМ изл-я. Ист-ки. Осн.парам. Возд-е на орг-м чел
Источниками излучения электромагнитной энергии
являются ЛЭП напряжением до 1150 кВ, открытые распределительные устройства,
включающие коммутационные аппараты, устройства защиты и автоматики,
измерительные приборы, соединительные шины и вспомогательные устройства
(электрические поля промышленной частоты).
Источники постоянных магнитных полей: электромагниты,
соленоиды, импульсные установки, литые и металлокерамические магниты.
Электромагнитную энергию излучают мощные радио- и
телевизионные станции. В радиоаппаратуре источниками излучения являются блоки
передатчиков, устройства сложения мощностей, разделительные фильтры, антенные
коммутаторы, антенные системы.
В установках индукционного и диэлектрического нагрева
- плавильные или закалочные индукторы,
трансформаторы, конденсаторы и т.
д.
Электромагнитные поля характеризуются следующими
параметрами:
·
частота излучения
f (Гц)
·
напряженность
электрического поля
·
напряженность
магнитного поля
·
плотность потока
энергии
Возд-е
ЭМИ на орг-м:
1) Тепловое
воздействие электромагнитного поля обусловлено поглощением энергии поля
тканями тела человека. Тепловой-проц. преобразов-я падающей эн-гии в кин. эн-ю
мол-л,что приводит к нагреву среды.Проявл-ся высокочаст-м и
сверхвысокочаст.диап.. Электромагнитные поля наиболее интенсивно действуют на
органы с большим содержанием воды.
2)
специф.- ЭМ поля изменяют ориентацию мол-л в соотв. с направл-ем сил.линий в
поле-ослабляют биохим. актив-ть белковых мол-л,что приводит к измен-ю стр-ры
крови,эндокрин.сист, трофич-х заболев-й, «эф. жемчужной нити», влияет на ЦНС,на
серд-сосуд.сист, эф. разнозвука.
62.Причины возникновения и
стадии развития ЧС.
Условия возникновения ЧС:
1)Наличие потенциальных опасных и вредных производств.
факторов при разв. тех или иных процессов.
2)Д-ие факт-в риска, высвобожд. энергии в процессах;
наличие токс-х, биологич. акт. компонентов в процессах 3)Размещение населения,
а также среды обитания.
Причины:
1)внутр.: сложные технологии, недост. проработка конструкций,
физич. и моральный износ оборудования
2) внешние: стихийные бедствия, неожиданная подача энергоносителей, терроризм, войны
Стадии развития ЧС.
1 этап. Зарождение ЧС
1а – накопление энергии
1б – снижение прочности и устойчивости сист.
2 этап. Инициирование ЧС.
3 этап. Кульминация ЧС
3а – неуправляемое высвобождение накопленной энергии
3б – образование поражающих факторов
3в – разрушение техносферы
3г – создается угроза для здоровья и жизнедеят-ти
людей
4 этап. Стадия затухания. Продолжит-ть: неск.
секунд — десятки лет
5
этап.
Ликвидация ЧС.
Комментариев нет:
Отправить комментарий