вторник, 10 января 2012 г.

Часть 2.11-19





11. Требования, предъявляемые к мехатронным модулям подач, и способы их обеспечения.
 Обеспечение требуемых скоростей перемещения рабочего органа.

Для повыш-я произ-ти одр-ки необходимо обеспечить пер-е раб. органа со скор-ю х\х Sх\х 5…20 м/мин. Для точной уст-ки рабочего органа необходимо также обесп-ть малые подачи (п-чи позиционирования Sп) – менее 1 мм/мин. Хар-ся диапазоном регулирования  
2) Обеспечение необходимого кол-ва ступеней рабочих подач.

В станках с ЧПУ прим-ся бесступенчатое регулирование подач, а для ручных станков рег-е ступенчатое в соответствии со стандартными геометрическими рядами.

3) Обеспечение необходимой тяговой силы

4) Высокая жесткость привода.

    Определяет т-ть перемещения и установки рабочего органа.

5) Особая кинематическая точность.

     Обеспеч-ся т-тью изготовления и установки механических эл-тов (з/передач, валов и т.д.).

6) Высокая надежность привода.
7) Простота изготовления, сборки и обслуживания

     

12.Особенности разработки структуры мехатронного модуля подачи.

Общая методика та же, что и для модуля главного движения:

- определение технических характеристик

- выбор компоновки

- разработка структуры

- разработка кинематической схемы

- разработка конструкции

Дополнительные требования:

- обеспечение необходимого характера нагружения (режима работы)

- повышенная точность позиционирования
- обеспечение необходимого режима разгона и торможения

Недостаток комбинированного модуля – усложнение конструкции


13.Типовые схемы опор передачи винт-гайка качения и особенности их применения
Особенности проектирования привода модуля подач:

Сначала проектируем предварительную конструкцию. Для этого выбираем схему опор ходового винта:

а) в станках с ЧПУ наиболее распространен двухсторонний радиально-упорный подшипник. Опора обозначается как F-F (жесткая заделка обоих опор, подшипник может обеспечить создание предварительного натяга)
б) в тяжелых станках с ЧПУ – опорная заделка характеризуется тем, что винт можно предварительно нагрузить растягивающим осевым усилием, что уменьшит его провисание и увеличит точность работы:

при небольшой длине рабочего хода
Типы опор

С жёсткой заделкой в опорах, позволяет осуществить предварительное нагружение винта.

14.Конструктивные особенности передачи винт-гайка качения
МАТЕРИАЛ – для винтов – азотируемые станки 30Х3НВА объемная закалка ХВГ - для гаек – ХВГ, ШХ15

1- корпус; 4- зубчатое колесо с нарезкой зубьев. Натяг производят так: гайку 2 вращают вправо, затем колесо 4 вместе с гайкой 2 вправо

15.Методы регулирования передачи винт-гайка качения.
ВАРИАНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАТЯГА:

1- корпус; 4- зубчатое колесо с нарезкой зубьев. Натяг производят так: гайку 2 вращают вправо, затем колесо 4 вместе с гайкой 2 вправо.

16.Последовательность проектирования устройства «винт-гайка качения».

1) Предварительный выбор передачи «винт-гайка качения»

В зависимости от конструктивных и технологических требований и с учетом конструкции модуля подачи станка-аналога определяется схема монтажа, основные размеры передачи винт-гайка качения (ВГК) и принципиальная конструкция составных частей. На основании этих данных находится расстояние между центрами опор винта.
Шаг винта выбирается с учетом требуемого диапазона рабочих и ускоренных подач, диапазона регулирования частоты вращения двигателя и необходимой величины дискреты перемещения.
Са – динамическая грузоподъемность, daH

Qстат – статическая грузоподъемность

Qj – тяговое усилие

 lx – длина хода рабочего органа, мм;                            

m – масса перемещаемого узла, кг;

f0 – минимально допустимая собственная частота колебаний механической части привода подачи, Гц;

j – порядковый номер различных режимов работы винтового механизма (j=1, 2, … );

tj – продолжительность работы винтового механизма в каждом режиме в процентах от общего времени цикла работы винтового механизма, при этом S tj  = 100%;

nj – частота вращения винта (гайки) в каждом j-ом режиме, об/мин, в том числе nj max , об/мин;

для вертикальных многоцелевых станков ,
Fmp=G*f, где G – вес, f=0,1 (если направляющие скольжения), f=0,05÷0,1 (если направляющие качения)

2) Определение конструкции составных частей:

- опоры

- корпус

- гайка

Также определяется конструкция других элементов привода (крепления электродвигателя, соединительной муфты, крепления шариковой гайки, направляющих устройств и др.)

3) Уточнение типа-размера по ЭНИМС

4) Расчет передачи винт-гайка качения
- расчет осевой жесткости
jcдейств>jc   jc соответствует положению гайки посередине между опорами винта - расчет долговечности:
L=(Ca/Pa)^3 
где Ca –динамическая грузоподъемность передачи, dаН
     Pa – эквивалентная динамическая нагрузка на передачу, dаН;
nm – средняя частота вращения при работе передачи в цикле, об/мин;
- расчет на отсутствие резонансов по частоте вращения



, где dср – средний диаметр резьбы винта (можно принять dср = d0 ),
мм; lН1 – неопорная длина винта, мм; Е=2,1×104 dаН/мм2 – модуль упругости; r=7,8×10-6 dаН/мм3 – плотность материала винта;  l - коэффициент заделки; a1 – коэффициент запаса (a1=0,8, то есть максимальная частота  вращения   винта не должна превышать 0,8nкр);

g = 9,8×103 мм/с2 – ускорение силы тяжести.

Неопорная длина винта принята равной расстоянию между торцами противоположных опор: lН1 = llш  – 2lу,        где lш – длина опорных шеек винта; мм;  lу  – ширина уплотнений (манжет) винта – обычно (5 – 10 мм), мм;

nкр ³ nij мах ,           что соответствует работе передачи винт-гайка качения в докритической области и резонансы при ее эксплуатации не должны возникать.

- расчет на устойчивость под действием осевой силы

, где J – наименьший момент инерции сечения стержня винта (J=pd04/64), мм4; m - коэффициент длины;  lН2 – неопорная длина винта, мм; a2 – коэффициент запаса (a2 = 0,33, то есть максимальное значение осевой нагрузки Qij не должно превосходить 0,33 Ркр).

Неопорная длина винта lН2 принята как максимальное расстояние между центром гайки в ее крайнем положении и центром опоры: lН2 = l – 0,5lш  – 0,5lк lп, где lк – длина корпуса гайки; lп – перебег (lп = 30 мм при d0£63 мм и lп = 50 мм при d0>63 мм).

Если величина критической силы Ркр удовлетворяет условию Рij max (Qij max ) < Ркр ,

то изгибные нагрузки, воздействующие на винт передачи, не достигают опасных пределов, вызывающих её поломку вследствие потери устойчивости.

17.Методика расчета передачи винт-гайка качения на жесткость

Величина требуемой суммарной жесткости винтового механизма (ВМ) связана с собственной частотой колебаний привода соотношением [1]:
Выбор типоразмера передачи винт-гайка качения и подшипников опор рекомендуется вести с помощью зависимостей (рис. 4 – это, где на графике куча разных жесткостей, мы выбирали там одну) для жесткости ВМ при определенной схеме монтажа. Представленные графики охватывают основные типы шариковых передач винт-гайка качения, применяемых в станкостроении, а также упорных и комбинированных  роликовых подшипников. При использовании монтажа по схеме 1 предполагается, что опоры винта идентичны по жесткости, и в качестве l берется расстояние между серединами обеих опор (как и для схемы монтажа 2). При этом полученное значение жесткости jc соответствует положению гайки посередине между опорами винта. При использовании схемы монтажа 3 в качестве длины l следует брать максимальное расстояние от середины корпуса гайки до середины корпуса опоры.

Винтовые механизмы, графики которых проходят выше точки с координатами l и jc, будут обеспечивать требуемую жесткость
jcдейств>jc

Шаг выбираемой передачи должен соответствовать требуемому шагу p
Рис. 1. Схема передачи ВГК (не определяет конструкцию)

Рис. 3. Схема опоры ВМ с упорным роликоподшипником:

1 – подшипник; 2 – корпус опоры; 3 – винт; 4 – втулка;

5 –проставочное кольцо;


18.Методика расчета передачи винт-гайка качения на долговечность
Расчет долговечности L (в млн. об.) передачи винт-гайка качения производится по формуле:
где Ca –динамическая грузоподъемность передачи, dаН, Pa – эквивалентная динамическая нагрузка на передачу, dаН; nm – средняя частота вращения при работе передачи в цикле, об/мин
Pij – усилие, действующее на гайку (I=1,2) и возникающее в результате приложения к передаче осевого усилия Qij, даН.

Если внешнее усилие Qij действует со стороны гайки 1, то усилия Pij определяются по формулам:


P1j = PН +0,55 Q1j;                    P2j = PН +0,55 Q2j         
 (6)                                                    (7)
P2j = PН –0,45 Q1j;                              P1j = PН –0,45 Q2j.


Если внешнее усилие Qij действует со стороны гайки 2, то усилия Pij определяются по формулам. Здесь PH – сила предварительного натяга.

Используя минимальное значение нагрузки Pa1 или Pa2, определенное по формуле (4), рассчитаем по формуле (3) величину долговечности, которая должна быть не менее требуемой:L ³ Lтр                                                             (8)

Для выбранной передачи винт-гайка качения нагрузки Pij и Qij в различных режимах работы привода не должны превышать допустимого значения Qст для данного типоразмера:
                                                 Pij<=  Qст ;                                                   
(9)
                                                          Qij<=  Qст , 
где Qст – допустимая статическая нагрузка (грузоподъемность), учитывающая число рабочих шариков, даН. Выражение (9) соответствует условию обеспечения статической прочности передачи. В тех случаях, когда необходимы высокая плавность хода и малая величина трения, в выражение (9) вводится коэффициент запаса kп=1,5 – 2,5 и оно принимает вид:

                                           kп Pij<=  Qст ;                                              

(10)
                                                       kп Qij<=  Qст ,

Qij – осевые усилия, действующие на первую I=1 и вторую I=2 гайки передачи винт-гайка качения в каждом j-ом режиме работы, в том числе и максимальное осевое усилие Qij max ,

nj – частота вращения винта (гайки) в каждом j-ом режиме, об/мин, в том числе nj max , об/мин;  

Комбинированный радиально-упорный подшипник двухсторонний характеризуется высокой грузоподъемностью, ??? обеспечивается создание предварительного натяга в опоре (освевой и радиальный натяг). Радиальный натяг создается за счет размеров роликов 8, а осевой за счет нагружения роликов 6 и 9.

3 - ??? уплотнитель → левое кольцо подшипника 4 → ролики в кольцо 7 → ролик 9 → правое кольцо упорного подшипника 14 → кольцо 12 → ходовой винт 13.

Ограничивают натяг за счет момента затяжки, а гайке устанавливается специальная втулка для ограничения натяга – под кольцо 8.

14 – ограничитель натяга для осевого подшипника (???)

при работе: 12 – 11 – 9 – 7 – 5 (болты) – корпус (←)

от ходового винта на корпус: 2 – 3 – 4 – ролик – центральное кольцо – корпус (→)


19.Требования, предъявляемые к направляющим устройствам, и способы их обеспечения.

Направляющие устройства станков предназначены для осуществления точного относительного перемещения обрабатываемой детали и инструмента, точность перестановки узлов и восприятие внешних сил.

Основные требования:

- точность работы, характеризующаяся точностью перемещения, точностью траектории (отклонения траектории от требуемой)

- жесткость – точность работы под нагрузкой, характеризующаяся контактными деформациями. Для повышения жесткости применяют конструкции с предварительным натягом.

- малые силы трения, их постоянство – влияют на точность и плавность работы, обеспечивающаяся типом направляющих и смазкой

- износостойкость – определяется контактными давлениями

- надежное закрепление после перемещения

Конструктивные требования:

- простота конструкции и изготовления;

- близость тягового устройства к центру тяжести;

- воз­можность регулировки зазора-натяга;

- благоприятное расположение в рабочем пространстве

Часто направляющие выполняют как одно целое с базовыми деталями. Но эта классическая система пришабрен­ных направляющих чугун по чугуну быстро уступает место другим направляющим из-за высокой трудоемкости и сложности шабрения, а также из-за относительно плохих характеристик пары трения чугун-чугун  по износостойкости.

В металлорежущих станках применяются направляющие сколь­жения, качения и комбинированные. По характеру трения направляющие скольжения делятся на направляющие полужидкост­ного трения, жидкостного трения и аэростатические направляющие. Полужидкостное трение возникает на смазанных направляющих станков, при этом суммируется сила от взаимодействия контакти­рующих поверхностей деталей и сила вязкого сопротивления смазки, не разделяющей полностью эти поверхности. Если смазка разделяет поверхности полностью, то трение становится жидкостным. Жидкост­ное трение имеет место в гидростатических и гидродинамических на­правляющих. Направляющие качения различаются по виду тел качения на шариковые и роликовые. В зависимости от траектории движения подвижного узла направляющие делятся на прямолинейные и круговые. Они делятся также на горизонтальные, вертикальные и наклонные. По форме поперечного сечения наиболее распространены прямоугольные, треугольные, трапециевидные (ласточкин хвост) и цилиндрические направляющие.

Все типы направляющих имеют свои достоинства и недостатки, что и определяет их целесообразную область применения. Часто дела­ют комбинированные направляющие, используя достоинства разных типов и достигая тем самым суммарного эффекта.








Комментариев нет:

Отправить комментарий