вторник, 10 января 2012 г.

Часть 2. Вопросы 1-10




1. Требования, предъявляемые к шпиндельным узлам модулей главного движения станков и методы  их обеспечения.
Шп. устр-во предназначено для обеспечения точного значения обрабатываемой детали или инструмента. Шп. Уст. Входит в несущую систему станка и в значительной степени определенное качество станка.
 Требования, предъявляемые к ШУ
- точность вращения шпинделя
   Характер-ся рад. и осевым биением (5-8 мкм) шп. относительно базовых поверхностей (на которые уст-ся шпиндель). Наиболее точные станки имеют биение 0,01-0,02 мкм.
-точность опор
   Подшипники выбирают примерно в 3 раза точнее, чем допустимое биение шпинделя.
- жесткость шп. устройства
   Оценивается по отклонению т-ки, лежащей на торце шп. и его оси. Наибольшее влияние на жесткость оказывает Dшп. (в 4-ой степени), его вылет (в кубе).
- виброустойчивость
   Способность ШУ работать без резонанса. Часто виброуст-ть станков на 40-50% определяется ШУ. Причины: дисбаланс деталей (шкивов, втулок и т.д.), зубчатых колес, прерывистый хар-р резания, переменная жесткость опор и т.п.
- долговечность
   Определяется долговечностью опор п-ков, качеством регулировки и системы смазки.
- обеспечение температурной компенсации шпинделя
   В большинстве случаев ШУ проектируют так, чтобы передняя опора была полностью закреплена, а задняя – плавающая.
- быстрое и надежное закрепление детали или приспособления
- минимальная себестоимость изготовления
В ШУ применяются  обычные конструкционные стали Ст 45,50 Ст40Х,40ХН,
Твердость HRC 48-56, термоулучшение
ХВГ, 40ХГР HRC 56-60
38ХМЮА, 38ХВФМЮА (HRC 63-68)
Ст 20Х, 12ХН3А (HRC 56-60)



2. Характерные варианты схем опор шпинделя и особенности их выбора.

А)П-ки с коническими роликами (сх. 3) применяют при больших нагрузках.
Б)П-ки двухрядные роликовые с короткими цил-ми роликами (сх. 2 самые передние и задние). Отличаются высокой жесткостью и виброуст-ю, т.к. ролики соседних рядов сдвинуты на полшага, что повыш-т их стабильность и жесткость к углу поворота.
В)П-ки шариковые радиально-упорные (сх. 7) максимально быстроходны и мин. потери на трение, но обл-т мин. жесткостью, поэтому их часто применяют сдвоенными. При встреч. располож-ии (сх.7) обеспеч-ся эффект «заделки», что увел-т работу при консольных нагрузках. При расположении «гуськом» (сх.8 зад. оп.) жесткость удваивается, но осевая нагр-ка воспр-ся т-ко в одну сторону.
Г)П-ки упорно-радиальные двухрядные работают в паре с Б) (сх.4 перед. оп.)
и воспр-т осевую нагр-ку в двух напр-ях. Быс-ть п-ка выше, чем упорного в1,5-2 раза, а тепловыд-я – меньше. Д)  П-ки упорные шариковые прим-т при средних част.                      


3. Методика расчета шпиндельных опор на точность.
П-ки применяются беззазорные, обеспечивающие способность создания т.н. предварительного натяга (т-ко радиального или рад-го и осевого), тогда точность п-ков хар-ся рад-ным или осевым биением.

дельта (которая треугольник) -допускаемое отклонение шпинделя от опор.
Для уменьшения требования на точность нужно установить по нескольку подшипников в опорах.

Собственные биения шпинделя – определяют расположение оси базирующей пов-ти относительно осей базовых поверхностей шпинделя. При сборке необходимо обеспечивать компенсацию.


Для обеспечения т-ти работы опор можно при монтаже п-ков обеспечить биение в опорах в одну сторону.

4. Способы повышения точности вращения шпинделя.
Методы повышения т-ти работы опор:
- повышение класса т-ти (дорого)
- монтаж подшипников (м-но обеспечить биение в опорах в одну сторону)

     - производить монтаж с учетом собственного биения шпинделя; так ставить   п-ки, чтобы их суммарные биения были противонаправлены собственному биению шпинделя.
- установка нескольких подшипников опоре


,где Z1 и Z2 – количество п-ков в левой и правой опорах соответственно.


5. Методика расчета ШУ на жесткость.





у1 – деформация, обусловл-я нежесткостью опор
у2 – собственная нежесткость шпинделя.
y – суммарное отклонение
 j – жесткость шп.
с - податливость
jk – жесткость консольной части
J1 – момент инерции крнс. части                 


6. Способы повышения жесткости ШУ.


у1 – деформация, обусловл-я нежесткостью опор
у2 – собственная нежесткость шпинделя.




7. Блок-схема автоматизированного проектирования шпиндельного узла модуля главного движения.


δy доп=∆/3
λ=b/a=2,5÷3

8. Особенности конструкции регулируемых шпиндельных опор с подшипниками качения.
П-ки с коническими роликами обладают наибольшей жесткостью, мин-ной быстроходностью и применяют при больших нагрузках. П-ки очень чувствительны к установке натяга. Натяг осуш-ся смещением внутр. кольца отн-но наружного, напр-р гайкой.
П-ки двухрядные роликовые с короткими цил-ми роликами.  Внутр-е кольцо п-ка уст-ся на коническую (конусность 1:12) шейку шп., благодаря чему при осевом перемещении кольца происходит его деформироваение и регултиривка натяга. П-ки отличаются высокой жесткостью и виброуст-ю, т.к. ролики соседних рядов сдвинуты на полшага, что повыш-т их стабильность и жесткость к углу поворота.
П-ки шариковые радиально-упорные максимально быстроходны и мин. потери на трение, но обл-т мин. жесткостью, поэтому их часто применяют сдвоенными. При встреч. располож-ии (рисуйте раструбами внутрь)  обеспеч-ся эффект «заделки», что увел-т работу при консольных нагрузках. При расположении «гуськом» (рисуйте в одну сторону раструбы) жесткость удваивается, но осевая нагр-ка воспр-ся т-ко в одну сторону. Между сдвоенными п-ми обычно располагают кольца и ими регулируют натяг, подшлифовывая нижнее кольцо.
П-ки упорно-радиальные двухрядные работают в паре с радиальными и воспр-т осевую нагр-ку в двух напр-ях. Быс-ть п-ка выше, чем упорного в1,5-2 раза, а тепловыд-я – меньше. Натяг – за счет кольца.
П-ки упорные шариковые прим-т при средних част. вращения. Натяг должен препят-ть смещ-ю шариков с дорожек под дейст-ем центробежных сил и искл-ть поворот шариков. Для обеспеч-я этих треб-ий натяг д-н возрастать пропорционально квдрату частоты вр-я.

П-ки радиально-упорные керамические двух типов: полностью керамические (напр-р из нитрида кремния) или п-ки у к-х из керамики выполонены только шарики. Быстроходность увелич-ся примерно вдвое, уменьшается нагрев (в 1,8 раза) и имеют более низкий к-т трения и к-т линейного расширения.


9. Особенности конструкции гидростатических опор шпинделей.
В качестве смазки прим-ся рабочая жидкость, масло с низкой вязкостью.







Перемычки образуют дроссели на вых. из карманов.
Давление в кармане Рк обеспечивает работу подшипника. 
Такая опора обеспечивает автоматическое саморегулирование и поддерживает постоянное положение оси шпинделя.
Плюсы: возможность автоматич-го управления положением оси шпинделя , следовательно растет точность обработки, высокая несущая способность (до 1000 т.), малый к-т трения в широком диапазоне скоростей, высокое демпфирование (обеспеч-т работоспособ-ть п-ков при больших ударных нагр.), редуцирование погрешностей обр-ки сопряженных пов-ей опоры (позволяет применять п-ки и направляющие при высоких треб-ях к т-ти перемещ-я рабочих органов станка).


10. Особенности конструкции гидродинамических опор шпинделей.
Несущий масляной слой образуется при вращении вала в результате затягивания масла в клиновой зазор м/у рабочими пов-ями вала и вкладыша. Избыточное давление Р возникает в начале сужения зазора и заканчивается за т-кой минимального зазора в его расширяющейся части.
А) одноклиновые (не обеспеч-т высокой жесткости и стабильного полож-я вала при больших скоростях скольжения и малых нагрузках. Поэтому В ШУ НЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ)


1корпус опоры; 2 – поверхность шейки шпинделя.
Ось шпинделя смещается, и появляется повышенное давление.  Подъемная гидравлическая сила поднимает шпиндель обратно. С- эксцентриситет.
Б) многоклиновые: - создание неск-х (3-х) клинов за счет фасонных отверстий
- - || - || - || - за счет плав-их опор (башмаков)
Благодаря взаимному нагружению масляным слоем обеспечивается высокая жесткость несущих масляных слоев, стабильность положения оси шпинделя при работе как под нагрузкой, так и при холостом ходе




















Комментариев нет:

Отправить комментарий